Кому же отдал свое ухо Ван Гог? - конкурс ЖЗЛ (№30)
Винсент Ван Гог — кто он? Великий художник, безумный гений, а может быть несчастный творец, обреченный на одиночество и страх?
Винсент Виллем ван Гог — нидерландский художник-постимпрессионист,
чьи работы оказали вневременное влияние на живопись 20 века.
Всего девять лет работы в качестве художника и более 2000 законченных произведений. Звездная ночь,
Подсолнухи, Пшеничное поле с воронами, Едоки картофеля — знаменитые шедевры, знакомые многим.
Но так ли хорошо мы знаем творчество Ван Гога?
То, что в случае с Винсентом судьба избрала фактор неожиданности, сделав чрезвычайно знаменитым и почитаемым автора, при жизни безвестного и презираемого, начинает проявляться, как кажется, уже в событиях 1890 года, решающего для несчастного художника, в июле закончившегося для него трагически. А начинался этот год с наилучших предзнаменований, с той первой, единственной и неожиданной продажи его картины "Красные виноградники в Арле".
В январском номере журнала «Меркюр де Франс» появилась первая восторженная критическая статья о его творчестве за подписью Альбера Орье. В мае он переселился из психиатрической лечебницы Сен-Реми-де-Прованс в городок Овер-на-Уазе, близ Парижа. Там он познакомился с доктором Гаше (художником-любителем, другом импрессионистов), который его высоко оценил. Там он за два с небольшим месяца написал почти восемьдесят полотен. К тому же признаки неординарной судьбы, чего-то предначертанного свыше, проявляются с самого рождения. По странному стечению обстоятельств, Винсент появился на свет 30 марта 1853 года, день в день ровно через год после того, как родился мертвым первенец Теодоруса Ван Гога и Анны Корнелиус Карбентус, получивший при крещении то же самое имя. Могила первого Винсента была расположена рядом с церковной дверью, через которую второй Винсент проходил каждое воскресенье своего детства.
Первая попытка найти свое место в жизни восходит к 1869 году, когда, в возрасте шестнадцати лет, Винсент поступает на работу - с помощью дяди, своего тезки (его ласкательно называют дядя Сент) - в филиал парижской художественной фирмы «Гупиль», открывшийся в Гааге. Здесь будущий художник впервые соприкасается с живописью и рисунком и обогащает опыт, который он получает на работе, познавательными посещениями городских музеев и обильным чтением. Все идет вполне удачно вплоть до 1873 года.
В первую очередь это год его перехода в лондонский филиал «Гупиля», отрицательно сказавшегося на его будущем творчестве. Ван Гог пробыл там два года и пережил болезненное одиночество, которое сквозит в его письмах к брату, все более и более печальных. Но худшее наступает тогда, когда Винсент, сменив ставшую слишком дорогой квартиру на пансион, который содержит вдова Луайе, влюбляется в ее дочь Урсулу (по другим данным - Евгению) и оказывается отвергнутым. Это первое острое любовное разочарование, это первая из тех невозможных связей, которые с постоянством будут омрачать его чувства.
Напряжённая работа ван Гога в последние годы его жизни осложнялась приступами душевной болезни, которая привела художника к трагическому конфликту с Гогеном, также приехавшим в Арль; ван Гог попадает в больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889-90) и в Овере-сюр-Уаз (1890), где кончает жизнь самоубийством.
Творчество двух последних лет жизни ван Гога отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, ритма и фактуры, резкими сменами настроений - от исступленного отчаяния ("У врат вечности", 1890, Гос. музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и безумных визионерских порывов ("Дорога с кипарисами и звёздами", 1890, там же) до трепетного чувства просветления и умиротворённости ("Пейзаж в Овере после дождя", 1890).
Творчество ван Гог отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку. Вместе с тем оно выразило с огромной искренностью кризис буржуазного гуманизма и реализма 19 в., болезненно мучительные поиски духовных нравственный ценностей. Отсюда особая творческая одержимость ван Гога, его порывистая экспрессия и трагич. пафос; ими определяется особое место В. Г. в искусстве постимпрессионизма, одним из главных представителей которого он стал.
Спустя 130 лет после того как голландский художник Винсент Ван Гог отрезал себе ухо, стало известно имя женщины, которой он его отдал. Издание The Art Newspaper выяснило, что ею была Габриэль Берлатье, дочь фермера, работавшая в борделе.
«До сих пор предполагалось, что ухо получил случайный знакомый художника, либо проститутка или содержательница борделя», — пишет издание.
Отмечается, что подсказку журналистам дала книга «Ухо Ван Гога: Правдивая история» Бернадетт Мерфи, которая вышла на прошлой неделе. Отмечается, что автор пообещала потомкам девушки не называть в книге ее фамилию, но указала ее имя.
Имя девушки фигурирует в записях Института Пастера в Париже, где она лечилась в 1888 году от бешенства после укусов собаки. Отмечается, что девушка приехала из города Арль в Провансе в Париж, где ей вкололи новейшую вакцину от бешенства, которая спасла ей жизнь.
Лечение девушки вынудило ее семью влезть в долги и она стала работать в борделе. Отмечается, что она была слишком молода, чтобы быть зарегистрирована как проститутка и работала там служанкой.
Сообщается, что именно Габриэль Берлатье отдал свое отрезанное ухо страдавший психологическими расстройствами Ван Гог. Отмечается, что Берлатье позднее вышла замуж, долго жила, но не распространялась о встрече с Ван Гогом.
В ночь на 29 июля 1890 года в возрасте тридцати семи лет Земная жизнь Ван Гога закончилась - и начиналась легенда о Ван Гоге, последнем истинно великом художнике на планете Земля.
если почитать о художниках,многие страдали душевными заболеваниямипочитайте про Гойю,например. у него целая серия рисунков про демонов и всяких чертей,которые его одолевали.
кстати,Ван Гог у нас зареган http://www.wmmail.ru/index.php?cf=wall-viewuser&uid=2122386 можно у него спросить,кому он отдал ухо
Если в их картинах преобладает темно-синий цвет, особенно в сочетании с черным, коричневым,.. то такие художники, как правило, испытывают чувство страха, депрессию, неудовлетворенность жизнью.
Эти чувства запрятаны глубоко в сознании каждого человека, и художник своими картинами открывает их ... обычный человек не вспомнит и не откроет ... а увидев картину - в нем просыпаются эти заглохшие чувства ...
так эти эмоции у всех людей бывают в разные периоды жизни
Бесспорно, но творческие люди утонченные, впечатлительные натуры. Наверно, иначе они не были бы гениями.
Художников не надо пытаться понять ... надо смотреть и чувствовать ... ))
Любую картину мы пытаемся понять, пусть даже неосознанно. Это музыку можно слушать, не задумываясь.
Каждое произведение искусства несет в себе информационный поток, чем талантливей работа, тем он мощней.
Если заговорили об Айвазовском, то помню, как препод по истории искусства говорил нам: "Не вздумайте повесить на стене картиру "Девятый вал" - она постепенно разружит вас изнутри!". Работы мастеров несут в себе как позитивную, так и негативную, разрушающую энергетику, только мы часто об этом не задумываемся.
Всё надо делать на позитиве, даже приготовление еды.
Гении, правда, об этом не задумываются, для них главное передать состояние своей души, а принимать нам их творения или нет - это наш личный выбор.